Юрий (murzatyi) wrote in 1957_anti,
Юрий
murzatyi
1957_anti

Categories:

Сломанный горн 2

           Давайте посмотрим, что же выбросили из скаутинга для создания пионерии? А вот как раз методы и выбросили. Скаутинг в оригинальном виде, в котором создал его полковник Баден-Пауэл развивал в мальчишках и девчонках следующее:
            1. Самостоятельность.
            2. Инициативу.
            3. Дисциплину.
На этих трех китах стоит и стоял скаутинг в классическом виде. Что оставили пионерам? Смотрите пункт 3, ДИСЦИПЛИНУ. Ни о какой инициативе и самостоятельности пионеров речи даже не шло. Организация была жестко структурирована и подчинена РКСМ (позже ВЛКСМ).
          Далее, в классическом скаутинге очень серьезное внимание уделяется форме и атрибутике. Поощряется овладение различными специальностями военными и мирными. При этом как скаут будет готовиться к экзамену на эту самую специальность следопыта, или стрелка, или каменщика, или повара это дело самого скаута, скаут-мастер, аналог нашего вожатого, может только направить его в нужную сторону, остальное - дело самого мальчишки или стайки товарищей. Они сами должны добыть знания, найти кто поделится, уговорить его и т.д. Понимаете? Сами! После сдачи экзамена скаут получает знак, который носится на парадной форме.
            Что же с пионерами? Пионеры тут шли к... вожатому! Добудь мол товарищ вожатый нам книжек, помещений, и вообще не научишь-ли ты нас сам, дорогой товарищ? При чем даже вопрос не ставился о самостоятельном получении нужных знаний и поиске разных средств и материалов. Всем должно было пионера обеспечить государство. И если на первых порах отряды еще сами создавали кружки и организовывали разные мероприятия, в виду проблем с гособеспечением, то со временем это дело стало исключительно по разнарядке. И стало это совсем не во времена Хрущева и Брежнева... И это была медвежья услуга Наркомпроса пионерам! Кстати, знаки профессий и прочую "индейщину", как презрительно называли атрибуты формы комсомольцы", тоже практически всю уничтожили. Не пристало пионеру выделяться среди себе подобных. Таким образом были убиты инициатива и самостоятельность. Не сразу. Постепенно, но надежно.
            Автор сгущает краски, скажете вы, слишком все мрачно, страшно, заорганизовано. Да, немного сгустил, не все было так жутко и все так сразу. Поначалу пионеров пытались сделать привлекательными для мальчишек и девчонок. В ход было пущено многое, но не все. Было упущено главное, о чем сказано чуть выше. Тем не менее усилиями ВКП(б),  РКСМ, Всеобуча и Комиссариата здравоохранения РСФСР отряды пионеров ширились, появлялось огромное количество пионерских лагерей. которые носили ярко выраженную оздоровительную окраску, гораздо реже рабочую. Жизнь в стране налаживалась и все сильнее государство опекало своих юных питомцев. Строились дворцы пионеров с многочисленными секциями и кружками. Набирала силу антиклерикальная компания, в которой пионеры стали чуть не самым передовым отрядом. Даже создавались пионерские артели, да-да, такое тоже существовало, пока в Наркомпросе(Минобразования СССР) не возобладала точка зрения, что детей нельзя допускать к труду, убьються ведь, покалечатся.
            Но вернемся к мажорному тону. Пионеры обзавелись Красивыми знаменами. формой с иголочки, которую шила легкая промышленность.. Многие научились разным ремеслам в кружках, развились физически в секциях, но....
         
            Крупская бьет тревогу! Просто набатом со страниц ее трудов слышится: где самостоятельность? Где инициатива? Зачем вы грузите ребят партминимумом? почему превратно понимается учеба? Где трудовое обучение? Почему организацию загоняют под школу? Почему так расцвел диктат вожатых и травля отстающих? Почему назначение вожатых зачастую носит формальный характер?
            Читая Крупскую, начинаешь понимать, что выходило из пионеров совсем не то, что было нужно, но маховик уже запустили. Я несколько раз ловил себя на мысли, что Крупская пытается объяснить комсомольцам и педагогам принцип, который уже был известен, но не применялся в СССР. Зато этот принцип применялся в другой стране для тех же самых целей но с другой идеологической накачкой...

Продолжение следует...
Tags: Крупская, Образование в СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments