Дмитрий (zucktm) wrote in 1957_anti,
Дмитрий
zucktm
1957_anti

Category:

Проект будущего. Планирование размещения объектов

I) Преамбула.
Все началось с этой публикации тов. Балаева.
http://p-balaev.livejournal.com/196633.html
Разработка проекта будущего общества – задача непростая. Даже если вести разработку в рамках заданной темы (я выбрал что мне как геодезисту и землеустроителю ближе – строительство). Здесь приведено самое первое, грубое приближение; именно рамочный проект. Предлагаю считать эту работу наброском.
Изначально я ставил перед собой задачу описать свое видение строительной отрасли в нашем светлом социалистическом будущем. По ходу изложения, переобдумывания пришлось изменить приоритеты, а именно пересмотреть подход к теме «Строительство». Какие ассоциации вызывает это слово? Стройплощадка. Подъемные краны. Бетономешалки. Серьезные мужики в касках. Строительный мусор. Кирпичная кладка. В общем – производственный процесс.
https://yadi.sk/i/xYP1CuR5mQX9x
https://yadi.sk/i/le6y-yebmQXBJ
https://yadi.sk/i/d6vEjlMImQXCJ
Но любое серьезное строительство немыслимо без проекта. Имеется в виду не только документация на выполнение работ по конкретному объекту, но и весь спектр градостроительной документации, начиная от схемы планируемого размещения объектов в масштабе страны и заканчивая рабочей документацией на систему пожаротушения в подвальной качалке.
Я остановлюсь именно на на планировании размещения объектов. Эта тема, с одной стороны, у´же темы строительства вообще; с другой стороны, она является частью темы производства, транспорта, организации быта и пр. Этим она выходит за пределы темы строительства. Поэтому ее разработка послужит для дальнейшего развития обеих тем.
Все нижеизложенное не является неким откровением. Почти все технические предложения можно без труда найти в учебниках и руководствах по градостроительству и планировке территории. Я в меру сил пытался совмещать технические решения со своим видением будущего. Насколько получилось, судить читателю.
II) Введение.
Планирование размещения объектов, их строительство и эксплуатация объединяются термином «градостроительство».
Необходимо учитывать, что объекты строительства всегда прочно связаны с землей. Следовательно, в отношении земли также необходимо строить планы по использованию. При этом не следует забывать, что во многих случаях земля используется без возведения на ней строений: сельское хозяйство, лесное хозяйство.
В отношении планирования использования земель применяется термин «землеустройство». Но планированием использования земель содержание термина не ограничивается: в понятие землеустройства прежде всего входит планирование охраны земель.
Поскольку объекты строительства неразрывно связаны с землей и земля первична перед расположенным на ней объектом (отношение базиса и надстройки), понятие землеустройства первично перед понятием градостроительства. Поэтому начну с землеустройства.
III) Землеустройство в разрезе охраны земель. Категории земель.
Землеустройство есть планирование охраны и использования земель. Первая задача приоритетна. Как решаются эти задачи на практике?
Задача планирования охраны земель разрешается отнесением земель к категориям на основе их целевого назначения. Задача планирования использования земель решается путем территориального планирования. Обе задачи взаимосвязаны и решаются внешне сходным способом: земля делится по тому или иному признаку. При этом цели и принципы деления разные.
Отнесение земель к категориям преследует первичную цель – недопущение нецелевого использования земель: строительство коттеджей на пахотных землях, размещение промпредприятий на покрытых лесом территориях и подобные безобразия, имеющие своим следствием деградацию и утрату природного ресурса – земли и расположенных на ней природных объектов (лес, водоемы). Отнесение земли к категории определяет рамки допустимого использования и служит не столько планированию использования, сколько охране земель.
Изначально советское земельное законодательство (Земельный кодекс, утвержденный Постановлением ВЦИК от 30.10.1922 г.) выделяло 4 категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; лесные земли; прочие несельскохозяйственные земли. Впоследствии список категорий расширялся за счет детализации последнего пункта. В 1970 году стало 6 категорий, при капитализме перечень был расширен до 7.
[Отступление.]Отступление.
Уже несколько лет во властных кругах идут терки об отмене деления земель на категории и замене его территориальным планированием. Фактически речь идет об отмене охраны земель. Наивно было бы ожидать иного от буржуазной власти; институт деления земель на категории дожил до текущего момента исключительно благодаря противоречиям между группами буржуазии, неспособными толком договориться между собой. Вот эпизоды битвы бабла со злом в разрезе только одного сайта новостей в области земельного права:
12.03.2010. А. Ивакин (Минэкономразвития): вместо деления земель РФ на категории - институт территориального зонирования - http://www.gisa.ru/61044.html
14.10.2011. РГ: Текст законопроекта об отмене отдельных категорий земель и комментарии А.Ивакина (МЭР РФ) - http://www.gisa.ru/79701.html
14.11.2011. Фонтанка.ру: о законопроекте МЭР РФ, упрощающем существующую систему разделения земель на категории - http://www.gisa.ru/80890.html
04.04.2012. А.Н. Береговских (ИТП «Град»): заключение на проект ФЗ об отмене категорий земель  - http://www.gisa.ru/84912.html
11.04.2012. "АНО БТИ: к вопросу об отмене категорий земель" - http://www.gisa.ru/85122.html
10.10.2012. Белоусов А.Р. (МЭР): без территориального планирования нельзя эффективно использовать земельные ресурсы - http://www.gisa.ru/90241.html
24.09.2013. Правительство РФ готово пересмотреть проект, меняющий систему деления земель на категории - http://www.gisa.ru/98433.html
28.02.2014. Правительственная комиссия одобрила законопроект, предусматривающий переход от деления земель на категории к территориальному зонированию - http://www.gisa.ru/101335.html
14.03.2014. В Госдуму внесен законопроект о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию - http://www.gisa.ru/101396.html
09.12.2014. Госдума рассмотрит отказ от деления земель на категории - http://www.gisa.ru/107069.html
10.12.2014. Лесной форум: Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене категорий земель - http://www.gisa.ru/107108.html
12.12.2014. Глава Рослесхоза: переход к зонированию земель не приведёт к утрате лесных массивов - http://www.gisa.ru/107181.html
15.01.2015. Королёв П. (Минэкономразвития): альтернативы территориальному планированию нет - http://www.gisa.ru/107570.html
22.06.2015. Поправки Правительства к законопроекту, предусматривающему переход от деления земель на категории к территориальному зонированию - http://www.gisa.ru/109862.html
03.07.2015. Реализация поправок в Земельный кодекс может потребовать 200 млрд рублей - http://www.gisa.ru/110027.html
24.09.2015. "Изменения Земельного кодекса могут быть приняты только с учетом поправок Общественной палаты РФ" - http://www.gisa.ru/111198.html
06.10.2015. Законопроект "О внесении изменений в Земельный кодекс" снят с рассмотрения - http://www.gisa.ru/111372.html
22.12.2015. Переход от категорийности земель к территориальному зонированию обсудили в Общественной палате РФ - http://www.gisa.ru/112406.html

Я считаю, что деление земель на категории в обществе будущего должно быть сохранено. Это будет костяк для дальнейшего планирования использования земель и одновременно защита от их нецелевого использования.
Категории земель предлагаю оставить те, которые уже имеются в действующем Земельном кодексе, исключив понятие «земли запаса». Это деление работоспособно, если оно неукоснительно соблюдается. На своем мнении, впрочем, не настаиваю; можно подумать о расширении перечня за счет детализации третьей и четвертой категорий.
[Для справки.]Для справки.
Земля в РФ по действующему законодательству делится на семь категорий:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

[Частный вопрос.]Отдельно рассмотрю частный, но актуальный вопрос - определение границ земель различных категорий.
Если деление земель на категории – ширма для приватизации общественной собственности, четкое разграничение крайне вредно. Оно мешает переходу земель в руки эффективных собственников. Поэтому, если у нас есть желание навести раз и навсегда порядок в категориях земель, нужно определить их границы.
Современных материалов по понятным причинам нет. В всяком случае, в сводном виде. Есть разрозненные данные о границах населенных пунктов, границах лесных земель, водных объектов, реестр дорог… Данные разной точности, достоверности и в общем случае несопоставимые между собой.
К счастью, сохранилось позднесоветское насление. Не все там было плохо; исследование земельных ресурсов и их учет до 1991 года велись на должном уровне.
Конкретное решение – в качестве базы для учета воспользоваться позднесоветскими картами. Для районов с развитым хозяйством в восьмидесятые годы были массово изготовлены сельскохозяйственные планы масштаба 1:10000. Фрагмент можно посмотреть здесь (гриф с этих карт снят, можно смотреть, ФСБ за это руку на плечо не положит): https://yadi.sk/i/H8BxuJcNmK9wY
Все границы землепользований – как на ладони. Надписью «ГЛФ» обозначены земли лесного фонда. Белое поле – пашня (по хорошему должна быть надпись «п.» или «пашня», но уж что есть). Показана застройка и приусадебные земли населенных мест. Видны межселенные дороги с указанием полосы отвода. Показаны земли водного фонда, рекреации. Да что тут говорить, этим картам уже минимум 25 лет, а ими до сих пор пользуются для быстрого определения правового режима участка и возможных рисков. Именно из-за наличия четких границ земель с различным режимом.
В общем, основа для работы есть.
Вот теперь, имея основу для проектирования (карта с указанием границ земель) и внеся необходимые правки (не сносить же скопом настроенное за 25 лет. Да его и не так много, как кажется, когда едешь по Подмосковью), можно приступать к территориальному планированию нашего будущего.

IV) Градостроительство как планирование размещения объектов. Общие положения.
Планирование использования земель в рамках определенной категории имеет целью определение конкретного способа использования конкретного участка земли. На этом этапе землеустройство, лесоустройство и градостроительство расходятся между собой: первое имеет силу на землях сельхозназначения, второе – на землях лесного фонда (останавливаться на этом не буду), третье – в черте населенных пунктов, земель промышленности и вообще в любых случаях, где застройка является основным способом использования земли.
Планирование размещения объектов должно основываться на следующих принципах:
1) Проектирование должно идти от общего к частному, начиная от планировки территории страны и заканчивая проектом размещения конкретного объекта.
2) Проект необходимо делать не на конкретный срок (10, 25, 100 лет), а на весь период существования имеющегося способа производства (технологического уклада). Т. е. пока мы получаем хлеб путем выращивания пшеницы, обмолота и помола зерна, замешивания и воиспекания теста, нет смысла проектировать посадки деревьев, на которых будут расти булки (это уже другой способ производства); но планировать выращивание пшеницы на Крайнем Севере, вероятно, необходимо.
Сроки реализации тех или иных этапов или проектов должны быть определены в рамках большого плана. Но сначала необходимо наметить самые дальние реалистичные цели.
Проектирование размещения объектов проводится для достижения следующих целей:
1) создание комфортной среды для жизни людей.
2) сведение затрат времени, затраченного на труд, и израсходованной в любом виде энергии на создание и эксплуатацию объектов к минимуму, а получаемого результата приложения труда (речь идет как о результатах строительства, так и о будущей производительности труда в созданных условиях) к максимуму.
Цель № 1 приоритетна перед целью № 2. Ограничивающий достижение обеих целей фактор – охрана окружающей среды вообще и земель в частности.
[Примечания.]Примечание 1: при минимизации затрат необходимо исходить не из принципа «время – деньги» (капиталистический), а «время – трудозатраты» и «время – энергия».
Примечание 2: Разрешение противоречия (задача минимизации одних показателей и максимизации других) решается как задача оптимизации. Добавляется дополнительное условие (например: количество полученной энергии минус количество затраченной энергии равно максимуму), и тогда система имеет однозначное решение.

V) Порядок разработки проекта размещения объектов. Масштаб страны.
На уровне территории страны на основе общегеографических и тематических карт, а также иной справочной и статистической информации должны быть приняты проектные решения по размещению: крупных промышленных центров; зон с определенным преимущественным видом хозяйствования; основные транспортные магистрали (под транспортом я разумею также магистральные трубопроводы, линии электропередачи, водные и воздушные транспортные магистрали со своей инфраструктурой и пр.). Сначала делается эскизный проект, допускающий дальнейший выбор нескольких вариантов размещения объекта; затем проект детализируется в увязке с вопросами охраны земель (в нескольких вариантах).
При проектировании размещения объектов должны быть учтены:
- климатические, физико-географические условия, в которых будет строиться и эксплуатироваться объект;
- расположение лесных, сельскохозяйственных, водных, иных особо охраняемых объектов;
- расположение источников природных ресурсов (месторождения полезных ископаемых, места перспективного размещения ГЭС, приливных электростанций и других «географически детерминированных» объектов);
- существующая инфраструктура.
В первую очередь должны учитываться природные условия. Сложившаяся инфраструктура (антропогенный фактор) подлежит учету в первую очередь в историческом аспекте. Пример: Москва – древний город, его центр представляет собой совокупность уникальных архитектурных редкостей и красот. Но сохранение Москвы как огромного мегаполиса, вероятно, не оправдано. Поэтому при проектировании будущей Москвы не следует считать подлежащим сохранению все, находящееся за пределами «ржавого кольца». Тут уже могут быть предложены различные варианты. Перекошенная капиталистическая система хозяйствования, ориентированная на экспорт продукции низкого передела, вынужденно будет стартовой площадкой, но проект будущего должен основываться на ней в той степени, в какой эта система соответствует нашему видению будущего.
Полученный в результате такой разработки проект будет основой для существования страны в средне- и долгосрочной перспективе. Поэтому к его разработке и утверждению следует подойти с максимальной ответственностью:
к утверждению представить несколько альтернативных проектов, выполненных в рамках указанной концепции;
провести всенародное обсуждение проектов, на его основе выбрать 2-3 оптимальных варианта, внести в них поправки, предложенные на обсуждении;
на всенародном голосовании выбрать и утвердить один из вариантов;
предусмотреть периодическое обсуждение и внесение дополнений и изменений в генеральный план.
Дальнейшая детализация проектов должна выполняться в отношении административно-территориальных единиц. Их обсуждение – за пределами этой темы, но условно приму, что речь будет идти об:
1) областях.
2) в составе областей – о сельскохозяйственных районах и промышленных центрах (городах).
3) далее с/х районы делятся на условные сельсоветы (по моему мнению, должны соответствовать территории, находящейся в пользовании условного колхоза или совхоза), зонирование городов должно вестись по функциональному признаку (жилые зоны, производственные зоны, рекреационные, …).
VI) Порядок разработки проекта. Уровень сельскохозяйственного поселения.
При проектировании следует исходить из того, что необходимо обеспечить максимальный уровень комфорта для людей при одновременном высоком уровне производства. Отсюда с неизбежностью следует исчезновение мелких деревень. В каждой деревеньке обустроить газ, водопровод, канализацию – задача сложнейшая. Сельхозпредприятие должно быть организовано на базе одной-двух крупных центральных усадеб.
С этим связана жесткая необходимость проектирования развитой сети местных автодорог – поля нужно пахать, кукурузу нужно в хозяйственный центр с полей возить. Волочься за 5-10 километров по калужскому глинистому бездорожью – перевод топлива и моторесурса.
В организации территории центральной усадьбы крайности неуместны: многоэтажные дома и избы с печным отоплением и удобствами на улице равно нехороши. Общий принцип – строительство малоэтажных домов со всеми удобствами. Отопление преимущественно газовое. Водоснабжение: холодное обязательно, горячее – централизованное или с газовой колонкой. Канализация центральная, местные очистные сооружения. Электричество – само собой. Связь – беспроводная, должна покрывать всю территорию.
Конкретика (какие дома преимущественно строить: индивидуальные, блокированные или малоэтажные многоквартирные, а также собственно проект планировки) определяется местным Советом. Желающим должны выделяться участки под индивидуальную застройку (в рамках единого проекта застройки).
Обязательна вся социальная инфраструктура (ДОУ, школа, сельский клуб, спортивные сооружения, …).
Производственный центр располагается рядом с усадьбой, но отдельно, с учетом необходимой санитарной зоны.
Размер поселения определяется преимущественным способом хозяйствования. Если хозяйство распределенное (поля-сады), расширять его проблематично из-за проблемы транспорта. В этом случае оптимальна территория размером с советский колхоз и центральная усадьба масштабов среднего пгт.
Проблема транспорта в распределенном по территории хозяйстве может быть решена путем создания временных хозяйственных центров с условиями для временного проживания. Или альтернативных видов транспорта. Представьте себе разбрасывание навоза по полям с дирижабля! В этом случае центральную усадьбу и подведомственную территорию можно увеличить. До каких пределов – необходимо просчитывать в зависимости от возможностей и местных условий.
Если хозяйство централизованное (животноводство), то центральную усадьбу можно укрупнять до размеров города, а тип занятости будет смешанный – часть жителей будут заняты в промышленности. Не исключено, что этот тип поселения и есть образ будущего, в котором стирается разница между городом и селом.
На этом следует остановиться и перейти к вопросам планирования городов.
VII) Порядок разработки проекта. Уровень городского поселения.
Как село должно стать ближе к городу, так и наоборот. Мегаполисы в перспективе должны исчезнуть. Оптимальной будет такая схема: небольшие города и связанные с ними места приложения труда распределены по территории страны (с учетом факторов, описанных в разделе III). При таком распределении необходимо учитывать размер предприятия, оптимальный с точки зрения соотношения размер производства – результат производства (в зависимости от вида производства). Имеем противоречие, обратное противоречию в сельском хозяйстве: крупные производства (особенно комбинированные) имеют преимущество в своей производительности перед мелкими, но требуют большого количества занятых на них людей и соответственно увеличения городов; с точки зрения комфортного проживания большие города, в свою очередь, не оптимальны.
Возможно, это противоречие будет разрешено путем автоматизации производства и снижения количества людей, его обслуживающих. Или изменением характера труда (стирание различия между трудом умственным и физическим). Я пока не вижу универсального рецепта.
А все остальное – типы домов, планировка кварталов и микрорайонов, размещение социальных объектов и пр. – опять же определяется местными Советами трудящихся. Проектные решения должны быть просчитаны и обоснованы. Порядок утверждения для местных проектов такой же, как для общегосударственного: специалисты предлагают свои проекты с обоснованием; трудящиеся проводят областное (городское, районное) народное обсуждение, выбирают оптимальные проекты, вносят свои предложения; специалисты вносят поправки в 2-3 лучших проекта; граждане из них выбирают оптимальный и утверждают его.
VIII) Планирование жилых зон.
Общие принципы вполне очевидны: обязательна увязка размещения жилых кварталов с наличием социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, близостью к местам приложения труда. Остановлюсь на нескольких более конкретных вопросах.
Известно, что обеспечение инфраструктурой 200-квартирного дома существенно менее затратно, чем создание инфраструктуры для 200 индивидуальных домов. То же с теплопотерями: типовая квартира имеет только одну внешнюю стену, выходящую на улицу. Индивидуальный дом – все стены такие. Если он не заглублен в землю, как бомбоубежище.
Но, поскольку мы планируем общество удовлетворения постоянно растущих потребностей граждан, загонять всех в подземные мегагорода-соты (Азимов, «Стальные пещеры») мы не будем.
Противоречие разрешается социалистическим принципом – «каждому по труду». Заработал – можешь себе позволить квартиру получше, а то и индивидуальный дом. Но и бремя содержания такого жилья (а любой поживший в квартире и в доме знает, в каком случае затрат времени и средств на содержание жилья больше) придется нести на себе.
Такой способ решения позволит соблюсти баланс между мало- и многоэтажным строительством (не все смогут жить в своем доме, а только лишь буржуи стахановцы и другие передовики производства).
[Личное мнение.]По планировке жилых кварталов выскажу личное мнение. Оптимальным вариантом проекта жилого квартала считаю план размещения объектов с образованием закрытых или полузакрытых дворов на 3-4 дома. С липами, лавочками и песочницами. Без огромных, продуваемых ветрами открытых пространств типового микрорайона.
Правильно: https://yadi.sk/i/bPYF6bNJmKCTy
Неправильно: https://yadi.sk/i/fSqoKIASmKCWL

IX) Планирование транспортной инфраструктуры.
О важности этого момента говорить излишне. Поэтому остановлюсь на основных целях и принципах:
1) Транспорт должен обеспечивать растущие потребности людей и их хозяйства. Поэтому транспортные магистрали по их густоте и пропускаемости должны проектироваться с заделом на будущее.
2) Грузовой и пассажирский транспорт должны быть в общем случае равноправны. Не должен отдаваться приоритет одному или другому; по каждой транспортной магистрали должны быть предусмотрены и грузовые, и пассажирские перевозки.
3) К каждому населенному месту и месту приложения труда должен быть обеспечен круглогодичный транспорт. Это также касается сельскохозяйственного сектора (в части сезонного доступа: зимой на полях делать особо нечего). Картошку с полей по бездорожью возить неудобно.
4) Безусловный приоритет должен быть отдан внутренним потребностям в транспорте. Транзит, международная торговля – это все здорово, но это потом.
5) При проектировании магистралей должны предусматриваться разные виды транспорта. Автодороги – безусловно. Железные дороги – то же самое. Воздушный транспорт. Водный транспорт.
6) В обоснованных случаях максимальное использование местных, специфических видов транспорта, позволяющих снизить затраты на строительство и эксплуатацию. В сельскохозяйственной глубинке для сезонного подъезда к полям можно обойтись без дорог с твердым покрытием (но обязательно должно быть основание). В труднодоступных местах, а также в районах вечной мерзлоты (впрочем, первое и второе обычно совпадают) необходимо максимально использовать летом водный транспорт, зимой – автозимники. В иных случаях уместно использование таких экзотических видов транспорта, как оленьи упряжки.
7) Подход к проектированию транспортных связей должен быть (извиняюсь за избитое слово) инновационным. Есть идея с дирижаблями? Все просчитать (вопросы производства, площадок, ангаров, погодных условий, …); если обоснованно – внедрить. Трактора разбивают грунтовки? Разработать с/х машины на колесах низкого давления. И так далее, в рамках имеющихся технических возможностей (антигравы проектировать не стоит).
8) Для магистральных транспортных линий затраты на ремонт и эксплуатацию должны быть сведены к минимуму путем повышения капитальных затрат на строительство.
[Пример.]Пример. Товарищ Сергей Гольцев делился ссылками на технологию строительства бетонных дорог, разработанную в СССР сталинского времени:
https://img-fotki.yandex.ru/get/9740/183943923.a/0_d4d73_81c20d3f_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/9748/183943923.a/0_d4d74_328b539b_orig
Да, капитальные затраты огромные (по бетону). Но 25 лет без капремонта – дорогого стоит. И скорость строительства впечатляет.

Противоречие п. 8 с п. 6 решить трудно, но необходимо. Дорога – очень энерго- и трудозатратный при строительстве объект. Нельзя везде и сразу сделать первоклассные магистрали. Разрешить это противоречие поможет, во-первых, привлечение п. 7, во-вторых, разумное планирование строительства новых объектов (объектам с максимальным пассажиро- и грузопотоком отдается приоритет) и использование существующей инфраструктуры.
X. Заключение.
Многие вопросы остались вне сферы внимания или недостаточно разработанными. Предлагаю считать это предложением к высказыванию мнений.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments