Татьяна Викторовна Бутакова (terra1224) wrote in 1957_anti,
Татьяна Викторовна Бутакова
terra1224
1957_anti

Category:

Ни дня без классиков: М. И. Калинин

О подготовке профессуры

Вы смотрите, может ли сделаться всякий человек педагогом? Не может. Педагогом может быть только человек, который органически приспособлен к педагогической деятельности, Из десяти один только может быть по природе педагогом, а всякий не педагог, взявшийся за педагогическую деятельность, в результате ничего не добьется. Мало того, чтобы профессор обладал знаниями. Сколько у нас было профессоров, обладавших большими знаниями, однако они имели мало влияния на студентов. Я думаю, что профессоров нужно не создавать, а искать. Я думаю, что профессоров нужно не создавать, а искать. Все равно, как драгоценные камни. Ведь драгоценные камни мы не делаем, а отыскиваем в руде...


Мне казалось бы, что и сейчас, чтобы выбирать людей для преподавания, нужно, чтобы они себя зарекомендовали той или другой ученой работой. Можно уменьшить требования в смысле его ученой работы, можно приспособить его к нашим условиям, но мне лично кажется, что это единственный пока способ отыскивать людей, приспособленных или желающих работать в этой области. Учитель — это, по-моему, великое призвание. Недаром в древних республиках учитель равнялся отцу, даже был выше отца; там учитель пользовался колоссальным влиянием и уважением. Для того чтобы влиять на студентов, чтобы их воспитывать и приучать к работе, а не только знаниями наполнять, для этого профессор должен обладать безусловным уважением. Молодежь должна смотреть на него, как на человека, от которого она действительно получит нечто реальное и огромное. И вот поэтому я думаю, что в наших вузах нужно, чтобы наравне с пополнениями знаний было и воспитание. А для того, чтобы достигнуть этой цели, необходимо поднять авторитет нашей профессуры.
В то время когда профессор увлекает молодежь, работа производится в пять раз легче у студентов, чем тогда, когда студент из-под кнута сидит и слушает лекции. При таких условиях ему в сто раз труднее охватить эти знания. Мне кажется, что при строительстве социализма, при развитии рабочей советской демократии влияние профессуры должно основываться не только на знаниях, но и на моральном авторитете. Без этого не может быть воспитания, а без воспитания мы не получим всех тех результатов, которые мы должны получить от студентов.



М.И. Калинин, Избранные произведения, т. 2, с. 24 - 25
Из речи на Всероссийском ректорском совещании 15 мая 1926 г.

Tags: Калинин, Ни дня без классиков!, педагогика, подготовка кадров, профессура
Subscribe

  • Бездеятели

    Пишу под свежим впечатлением только что прочтенного мной Вашего письма. Оно возмутило меня своей непродуманной трескотней, так что я не могу…

  • Характер перенаселения

    Чтобы покончить с этим вопросом о капитализме в земледелии, резюмируем вышеизложенное. Как ставит вопрос г. Струве? Он исходит из априорного,…

  • Крестьянская реформа и ее значение

    Народники объясняют реформу развитием в «обществе» «гуманных» и «освободительных» идей. Факт этот несомненен, но объяснять им реформу значит впадать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • Бездеятели

    Пишу под свежим впечатлением только что прочтенного мной Вашего письма. Оно возмутило меня своей непродуманной трескотней, так что я не могу…

  • Характер перенаселения

    Чтобы покончить с этим вопросом о капитализме в земледелии, резюмируем вышеизложенное. Как ставит вопрос г. Струве? Он исходит из априорного,…

  • Крестьянская реформа и ее значение

    Народники объясняют реформу развитием в «обществе» «гуманных» и «освободительных» идей. Факт этот несомненен, но объяснять им реформу значит впадать…