Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

О преподавании

Ни дня без классиков: Н.К. Крупская

Тот, кто наблюдал детей, знает, насколько сильно в них стремление делиться своими знаниями с другими. Выучившийся читать ребенок немедленно старается обучить этому искусству своих братишек и сестренок, своих неграмотных товарищей, прислугу.

Ребенка толкает на это активность его натуры: желание применить к делу приобретенные знания. Сказываются тут и общественные инстинкты ребенка: желание быть полезным другим. Сказывается, может быть, и смутная потребность самопроверки.

Collapse )
К вопросу о свободной школе / Крупская, Н. К. Педагогические сочинения. Т.1,
1957. С.113

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм @1957anti!
Читайте свежие материалы на нашем сайте 1957anti.ru

Ребёнок и компьютер



Автор публикации:
21.03.2018


Ребёнок и компьютер

И тогда главврач Маргулис телевизор запретил.
Вон он, змей, в окне маячит, за спиною штепсель прячет.
Подал знак кому-то, значит, фельдшер, вырвет провода.
И нам осталось уколоться и упасть на дно колодца,
И там пропасть на дне колодца, как в Бермудах, навсегда.
Ну а завтра спросят дети, навещая нас с утра:
"Папы, что сказали эти кандидаты в доктора?"
Мы ответим нашим чадам правду, им не все равно:
Удивительное рядом, но оно запрещено!

Владимир Высоцкий: Письмо в Редакцию

Самой большой ошибкой родителей и педагогов является исключение из системы образования и воспитания появляющейся новейшей техники, играющей все более и более значимое место в жизни современного общества.

На каждом этапе развития общества появляющиеся различные технические новинки, не всегда принимаемые взрослыми в силу их консерватизма, легко занимают серьезное место в жизни ребенка.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно к ним адаптироваться. А буржуазная система воспитания оказалась не готова к возможности ухода детей в виртуальные (воображаемые) миры, к уходу их от реальности, хотя во всю и пользуется этой возможностью.

Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Сначала уроки, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

Если раньше педагоги и родители ломали копья вокруг телевизора, жарко обсуждая его полезное и вредное воздействие на ребенка, то теперь пришел черед компьютера. И точно так же, как буквально десяток лет назад, во всех бедах и проблемах детей обвинялся телевизор, сейчас пришла эра компьютера. Говоря о компьютере, я имею в виду собирательный образ. С таким же успехом надо воспринимать и планшет или смартфон, являющиеся ничем иным как миниатюрным компьютером с дополнительным специфичным функционалом.

Но разве это не правда спросите вы? Конечно же нет. Правда-то очень проста. Компьютер (как и телевизор и многое другое) всего лишь инструмент. И подмена обучения правильному владению инструментом борьбой с этим инструментом – самая страшная ошибка воспитания.

Ведь боязнь компьютера связана не с реальным его вредом для детей, а часто с боязнью компьютера самими родителями. Такая боязнь часто проявляется и к другим инструментам. Возьмем для примера обычный нож. Сколько, как правило, матери (или бабушки) пытались отнять у ребенка эту якобы опасную игрушку? И что было достигнуто в результате. Вместо того, чтобы с детства прививать ребенку правильный подход к работе с данными инструментами, мы видим истерическое запрещение. А поскольку ребенок вращается в среде других детей, это может привести к появлению комплекса неполноценности.

Умение обращаться с инструментом – вот что нужно прививать в ребенке с момента, когда видно, что он уже может начать работать с ним, а не вводить запрет на него. Страшен не сам инструмент – страшно его неправильное использование. Реальная польза от компьютера очевидна. Ну посудите сами, компьютер как минимум:

1) Вызывает интерес к новой технике.
2) Развивает творческие способности.
3) Устраняет страх ребенка перед новой техникой.
4) Позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, часто недоступные в реальности.
5) Воспитывает внимательность, сосредоточенность.
6) Позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины.
7) Помогает овладеть чтением и письмом.
8) Развивает быстроту действий и реакций.
9) Развивает наглядно-образное и логическое мышление.
10) Тренирует внимание и память.
11) Воспитывает целеустремленность.

Можно назвать еще кучу положительных примеров использования компьютера. Например, информация, полученная на компьютере, воспринимается и усваивается лучше, поскольку ребенок, как, впрочем, и взрослый, легче запоминает информацию, поданную в интерактивной форме Такая информация усваивается незаметно и без принуждения ребенка к монотонному заучиванию.

Конечно, не всё так замечательно. Любой инструмент требует соблюдения определенной техники безопасности, будь это нож или компьютер. С ножом все понятно, можно порезаться, а вот чем опасен компьютер как инструмент?

Еще раз оговорюсь не сам компьютер, а неправильное его использование может:

1) Способствовать появлению состояния нервозности и страха при стремлении во что бы то ни было добиться победы. Это происходит из-за того, что интерактивное действие держат мозг в постоянном возбуждении. И пусть вас не вводит в заблуждение спокойствие ребенка, компьютерные игры, даже самые безобидные и учебные, по силе воздействия на мозг сопоставимы с бурными активными играми. Особенно это опасно перед сном. И вот результат: ребенок становится капризным, легко раздражается, плохо спит. А проблема то решается просто – вовремя отвлеките ребенка от компьютера и переключите на более спокойное занятие.

2) Провоцировать проявления детской агрессии, жестокости. Ну тут все понятно, вроде бы. Просто надо немного подумать, чем и в каком возрасте стоит заниматься ребенку на компьютере. В какие игры играть. Те же игры, в которых надо уничтожать что-то, с одной стороны, позволяют избавиться от излишней агрессии, что для ребенка может быть очень важным, а с другой, требуют дополнительного внимания и контроля со стороны взрослых, поскольку любой перекос в этой области как раз и приводит к проблемам с психикой.

3) Способствовать ухудшению зрение ребенка. Вроде логично, зрение из-за долгого пребывания за монитором может пострадать. Но главным виновником все-таки оказывается вовсе не компьютер. Риск испортить зрение в этом случае выше в разы у тех детей, у кого в роду прослеживается склонность к близорукости, и компьютер может лишь ускорить наступление этой минуты, но не является основным виновником.

4) Способствовать возникновению нарушения осанки и развитию гиподинамии. Конечно, осанка может страдать, если долго сидеть за компьютером в статичной позе. И гиподинамия развиться. Но разве так можно сидеть только за компьютером? А если не получаются уроки, а родитель в порыве педагогического порыва, заявляет – не вылезешь из-за стола, пока все не выучишь? Да и в школе зачастую учитель мечтает о том, чтобы ученики сидели тихо и по струнке на протяжении всех занятий. Что, тут тоже компьютер виноват?

5) Помешать формированию умения общаться. Но ведь если личность ребенка формируется правильно, и компьютер в его жизни занимает место наряду с общением с реальными людьми, хобби и увлечениями, то процесс общения в социальных сетях и на различных тематических форумах лишь расширяет его кругозор и способствует формированию навыков грамотного общения.

И наоборот, если ребенок имеет проблемы со сверстниками в реальном мире, не умеет их выстраивать, отличается замкнутостью и застенчивостью, и вместо того, чтобы учиться этому, пытается уйти от дискомфорта, он идет по пути наименьшего сопротивления и начинают заменять общение суррогатной иллюзией общения в сетях и на форумах.

Именно для таких детей есть опасность попасть в так называемую зависимость от компьютера и особенно в зависимость от социальных сетей. Именно они сидят в них часами напролет, отказываясь не только от общения в реальном мире, но и от любых иных действий, забывая про уроки, увлечения, иные занятия.

Компьютерная зависимость – это попытка убежать от сложной реальности. Но таким же образом от реальности позволяют убежать алкоголь и наркотики.

Конечно, сравнивать компьютер с наркотиками (хотя некоторые из них в малых дозах и являются лекарством) не стоит. Я лишь подчеркиваю, что к зависимости приводит не наличие или отсутствие соблазна (компьютера), а тяжелая реальность (бытие), связанное с самим капиталистическим строем.

Многие родители, сами того не подозревая, привязывают ребенка к компьютеру ограничивая свое общение с ним. Зачастую – это не их вина, а беда, связанная с необходимостью зарабатывания на жизнь в буржуазном обществе. И рост числа зависимых от компьютера детей связано не столько с ростом числа компьютеров в быту, сколько с невозможностью родителей посвятить свое время занятиям с детьми вместо или после работы.

И ребёнок уходит в другие миры. В телевизор, в компьютерные игры, в сетевое общение. А если бы папа или мама могли просто сесть и поиграть со своим ребенком да на том же компьютере, такого ухода от реальности совсем бы не произошло.

Компьютер не должен отдалять ребенка от людей (родителей, друзей, наставников). Он всего лишь призван усиливать мотивацию к обучению за счет активного вовлечения ребенка в учебный процесс, давая возможность испробовать свой ум, проявить оригинальность, найти нестандартное решение.

Таким образом, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно не упускать из-под контроля, что именно находится внутри вашего компьютера, в какие игры играют ваши дети.

На самом деле, компьютер сам по себе не плох и не хорош. Это прекрасный инструмент, который способен сделать жизнь ребенка интереснее, насыщеннее, ярче и который может помочь ему освоить массу умений и найти множество друзей. Но для того, чтобы компьютер все это смог дать ребенку, он не должен становиться единственным доступным ему развлечением и единственным другом. Задача родителей – помочь ребенку выстроить правильные отношения в этой области. И ждать, что ребенок разберется сам, не стоит, ведь польза и вред компьютера в том и состоят, что он увлекает. Поэтому надо формировать у ребенка различные увлечения, что и позволит ему стать гармонично развитой личностью, которой компьютерные технологии помогают, а не порабощают.

Входя в наш повседневный быт, компьютер приближает эпоху всеобщего политехнического образования, тем самым приближая нас к светлому будущему – коммунизму.



А ты хотел бы жить при Сталине? Часть II

Начало тут

Война. Моим предкам, как и всему народу, досталось. У матери погиб отец в 1942-м под Сталинградом. Шестеро сирот, дяде Егору, самому старшему, было тогда 14 лет, моей матери, самой младшей – 5. Дядя Егор пошел учиться в ФЗУ, потом уже, после войны, закончил техникум. Бабка с 1942 года – одна с пятью детьми. Работала в колхозе. Очень трудно жили. При этом дети ходили в школу, конечно. Самый трудный год был 1946 для семьи матери. Хуже, чем все военные года. Неурожай в колхозе был страшный. Мать рассказывала, как у них от голода ноги опухали. Кору липы и листья клена перетирали, мешали с мукой и пекли лепешки. Потом страшными запорами мучались. Но никто не умер. Буквально год-два и всё пришло в норму. Мать была из Пензенской области, из соседней деревни, в которой жила кулацкая семья моего деда. Дед с отцом уже в 1961 году поехали посмотреть родину предков, там, когда гостили у дальних родственников, мой отец и познакомился с матерью. Она приехала как раз из Калинина, где на стройке работала, в отпуск. Гришу Балаева там местные немного даже побили за то, что на их девку глаз положил. Но Гриша Балаев был в пиджаке с карманами и штиблетах, поэтому местные женихи рядом с ним не котировались. Да, мать старше отца на 3 года. В молодости была очень красивой и очень разборчивой. Выбирала жениха долго.

А гости из далекого Приморья в деревне старая Каштановка выглядели богачами. В ст.Каштановке еще избы соломой в то время крыли и в некоторых домах полы были землянные. Колхоз – захудалый. Причем, рядом были вполне нормальные села и люди жили нормально. Такой вот разброс был.

Семье отца было намного легче. Дед вернулся с войны живым и здоровым. Во время самой войны и та бабка хватанула лиха, конечно. Тоже с детьми одна. С четырьмя. Самому младшему, Пете, был один месяц, когда дед на фронт ушел. В память о том моем покойном дядьке меня и назвали. Умер он в 4 года. Уже под самый конец войны. Там история неприятная случилась. В селе расквартировали войсковую часть. Уже собирали войска для войны с Японией, в 1945, весной уже начали. И мою бабку с детьми председатель сельсовета выселил из дома. Дом отводился под расквартирование военных. Точнее, подселяли к другой семье. Толком из рассказов деда я даже не запомнил, в чем там была проблема, но какая-то несправедливость. А выселяли, когда бабка была на работе. Вынесли вещи и дети сидели возле них, ждали мать. Апрель месяц был, земля еще холодная, маленький ребенок, мой дядька, сидел на земле и застудил почки. К утру умер. Врач приехал из Хороля ночью, но уже ничего сделать не смог.

По селу ходили слухи, что мой дед, когда вернулся с фронта, этого председателя убил. Его нашли избитым без сознания и он, не приходя в сознание, умер. Говорили, что его дед Балаев кнутом насмерть забил. Сам дед мне об этом ничего не говорил. Но убить он кнутом человека мог. Он после войны даже волков им убивал. Тогда волков в Хорольском районе было столько, что зимой и на людей нападали. Охотникам за них хорошо платили. У деда был конь, который их не боялся. Он гонял волков на этом коне и с коня перешибал кнутом позвоночники. Дом на деньги за волков построил. Я больше нигде не встречал упоминаний именно о такой охоте. При мне только один раз дед человека кнутом изо всей силы ударил. Скотник сдавал коня после рабочего дня на конеферму и дед увидел, что у лошади грудь сбита хомутом (при запрягании не был нормально дотянут чресседельник), со злости шарахнул мужика кнутом. Того с ног сдуло.

Это я видел своими глазами. А вот про волков – рассказы. Правда или нет – утверждать не буду. Но рассказывал не только мой дед. В селе говорили, как дед Балаев заработал на дом охотой.

А так, за время войны больше и у этой бабки с детьми эксцессов не было. Дети тоже ходили в школу. 1946 год Приморского села не коснулся. В Приморье неурожая не было.

В Приморье вообще люди легче и зажиточней жили. И у нас не было многочисленных солдатских вдов в селе. Я еще раз повторюсь – жизнь села Ленинского на всю страну экстраполировать я не хочу, но что видел своими глазами – то видел. Село довольно большое – почти 2000 человек. Мы «тимурили» в школе за двумя вдовами-солдатками. Бабушка Задорожная одна жила. У нее муж и сыновья погибли. Фамилию второй бабушки не помню. У них на воротах были нарисованы красные звездочки, пионеры им приходили по хозяйству помогать. Третья вдова была – моя бабка по матери, Ксения Яковлевна Чекашова. Она потом с сыном, после замужества моей матери, перебралась из Пензенской области в Ленинское, дед ей дом купил с барского плеча. Но она не была объектом заботы тимуровцев. Она не одна жила. С семьей сына.

В середине 70-х в селе собирали деньги от народа на строительство памятника погибшим в войне односельчанам. Сдали все. И моя бабка Ксения Яковлевна. На этом памятнике есть и фамилия моего погибшего деда Чекашова. Но только он из деревни ст.Каштановка на фронт ушел, а не из Ленинского. Но бабка деньги сдала, поэтому на памятнике и его фамилия. И таких «односельчан» - там много. Фамилия деда Чекашова, наверняка, есть и на памятнике в деревне ст.Каштановка Пензенской области. Если там, конечно, такой памятник есть.

С.Ленинское, разумеется, не было под оккупацией, особенное лихолетье его не сильно коснулось. Но – что видел. У нас не было такого, чтобы женщины без мужиков куковали. потому что все мужики на фронте погибли. Я не видел дисбаланса в половом составе населения села. Одинокие бабы были. Кроме трех вдов – еще две. Две сестры вместе жили. Но они были немного странными. С задержкой умственного развития. Здоровые, как лошади и на лошадей похожи.

А так – как-то всё обычно было. Без того кинематографического надрыва, к которому мы привыкли. Но, повторюсь, может с.Ленинское – не показатель…


Оригинал здесь http://1957anti.ru/publications/item/351-a-ty-khotel-by-zhit-pri-staline-chast-ii


  • yarror

О женских избирательных правах

Ни дня без классиков: И. Ф. Арманд

Зачем нужны избирательные права работнице? Некоторые думают, что они нужны ей потому, что у нее есть свои особые женские требования, как, например, охрана материнства, охрана раннего детства, охрана женского труда, удешевление жизни, и что женщина лучше других сумеет защитить свои требования, так как она сильнее заинтересована в них. На самом деле это не так.

Collapse )
Арманд, И.Ф. Статьи, речи, письма. – М. : Изд-во полит. лит., 1975. – С. 24-25


  • st_len

Ни дня без классиков: Г. К. Орджоникидзе

О перегибах

Оказывается, кулак у нас определяется так: у кого имеется 2—3 коровы, того считают кулаком, и в докладе, имеющемся здесь и который подписан тт. Бакунцем и Стуруа, нам сообщают, что крестьянин продает свою 3-ю корову, чтобы избавиться от позорного прозвища «кулак» и не быть лишенным права голоса. Что же это такое?

Collapse )
Орджоникидзе Г. К. Статьи и речи. Т. 1. – Госполитиздат, 1956 – С. 405


Ни дня без классиков: неделя Н.К. Крупской


Об одаренных детях

И одаренный ребенок, как всякий другой, должен иметь право на общее образование. Мы должны обеспечить ему возможность всестороннего развития в обычной советской школе, помня, что раннее замыкание в специальность ограничит для ребенка в будущем возможность широкого применения своих способностей.

Collapse )
ВЫБОР ПРОФЕССИИ 1926 г.
Н.К.Крупская, собрание сочинений, т.4

Ни дня без классиков: неделя Н.К. Крупской


Какой нам нужен учебник

Учебник должен давать прежде всего ценный фактический материал, который надо усвоить. Учебник прежде всего - справочник, пособие для запоминания.

Collapse )
10 мая 1930 г. Пед. соч., т. 3, с. 403-404.

Педология с классовых позиций

В конце 19 – начале 20 вв. был накоплен достаточно богатый фактический материал о развитии детей, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизической организации ребёнка, о качественном, а не только количественном отличии ребёнка от взрослого; о скачкообразном характере детского развития, определяющем своеобразие отдельных возрастных периодов; о тесной зависимости психического и физического развития.
Идея о важнейшем значении изучения ребенка для решения как теоретических, так и практических (в первую очередь педагогических) задач никогда не отрицалась советской наукой. Изучение ребёнка шло в разных направлениях.
Врачи и физиологи (первыми обратившиеся к научному исследованию детства) основное внимание обращали на психофизиологические закономерности.
Collapse )

Мышление человека, как основа исповедуемой философии. Часть I. 1. Идеализм

1.    Идеализм. Синкретически-комплексное и комплексное мышление

Люди с синкретически-комплексным и комплексным мышлением – основные потребители идеалистических концепций.

Collapse )

Если переложить приведённый материал на исторические процессы с 1902г. по 1953г., легко станет понятно, почему в СССР народ боготворил руководителей страны. Причина была не в руководителях, хотя они и сделали почти невозможное и их было за что глубоко уважать. Причина была в уровне образования людей, который достался от царской России. Поняв в каком состоянии находились в большинстве своём тогда люди, становятся понятны и методы работы РСДРПб и ещё большее восхищение вызывает тот уровень, которого достигли в части формирования мышления советских граждан к 1941г.

Зачем нам диалектический материализм? Часть I

Попробуем разобраться, для чего нам, обычным людям, которые думают о своём будущем, будущем своих детей, родных и близких, кто себя неразрывно связывает с Родиной, необходим диалектический материализм [Диалектика, БСЭ издание II, том 14, стр. 266]? Мы не будем исходить из предпосылок того, что диалектический материализм – философия пролетариата [Диалектический материализм, БСЭ издание II, том 14, стр. 277], основа марксизма [И. В. Сталин «О диалектическом и историческом материализме»] и пр. идеологических аспектов, которые у одних вызывают понимание, у других восторг или раздражение, третьи воспринимают все попытки применения философского аппарата большевиков в современных условиях на уровне постановки диагноза, а есть лица, которым в принципе не известно название Диалектический материализм и они о нём что-то может быть слышали только в разрезе упоминания далёкого от них Марксизма-Ленинизма.

Collapse )


Продолжение во второй части статьи.